Редакция Елены Мокренчук Создание атмосферы безопасности – важнейший фактор повышения эффективности школ. (Перевод Ольги Карпиной)
Более тридцати лет назад Ларри Лезотте и несколько его коллег выявили наиболее важные характеристики успешных учебных заведений в североамериканском образовательном сообществе. Они назвали эти критерии «коррелятами эффективных школ» (Lezotte, 2008). Работа этой группы авторов продолжается, и многие другие выдающиеся исследователи в области педагогики присоединились к ним в стремлении подкрепить, дать определение и пояснить установленные семь коррелятов, – мы же пока остановимся на третьем корреляте, озаглавленном авторами как «Безопасное и упорядоченное окружение».
Как работники образования, мы хорошо понимаем, что человеческие потребности заключаются, прежде всего, в обеспечении физического выживания: потребность в выживании – один из наиболее сильных сознательных и подсознательных мотивов человека. Пока учащиеся беспокоятся о своей личной безопасности или о защите своей семьи, им, скорее всего, будет трудно cосредоточиться на требованиях сегодняшнего школьного занятия – вне зависимости от количества затраченных учителем усилий при подготовке к уроку, передаче его содержания и попыток сфокусировать класс на задачах изучаемой темы.
Я являюсь директором двух международных школ-членов МАХШ в Южной Корее: Тайонской христианской международной школы и Гйеонгги Суонской международной школы. Первая расположена в 120 милях, вторая – в 30 милях от наиболее вооруженной границы в мире: границы между Северной и Южной Кореей. В стенах этих двух образовательных учреждений обучается более 1100 учеников, причем около 250 из них проживают на территории школ на полном пансионе. Еще две школы-члены МАХШ, Сеульская иностранная школа и Международная школа Сеула «Йонгсан», расположены всего лишь в 20 милях от той же границы; а Международная христианская школа «Уиджонгбу» – менее чем в 15 милях. Разумеется, все руководители, возглавляющие школы в Корее, регулярно изучают способы обеспечения безопасности своих учебных заведений с международной, политической и военной точек зрения.
В течение семи лет я работал директором государственной школы в Северной Каролине. В октябре 1994-го года мы пережили трагическое событие: один из учащихся застрелил моего заместителя прямо на территории школы, а затем покончил с собой. Так как трагедия произошла в школьном автобусе, на школьной парковке, как раз после окончания уроков, девяносто процентов наших учеников стали свидетелями этого события.
Имея почти тридцатилетний опыт работы школьным директором, я могу рассказать о множестве ситуаций, в которых Бог давал мне возможность вместе с другими специалистами трудиться над созданием атмосферы безопасности, спокойствия и порядка в наших школах. Как вы понимаете, после упомянутого происшествия мне пришлось заняться процессом восстановления безопасности и в этой школе, среди ее учеников и сотрудников. Если вы директор школы, но ни разу еще не проходили через кризис безопасности в своем учебном заведении, то поверьте моему опыту: это всего лишь вопрос времени. Рано или поздно обязательно возникнет какая-либо критическая ситуация, с которой вам придется разбираться.
Как христианин и как директор школы, я, конечно же, молюсь каждый день за безопасность нашего школьного сообщества. Мой первый и важнейший совет вам, дорогие коллеги: молитесь и просите ежедневно, чтобы Бог в Своей милости защитил и обезопасил ваше школьное сообщество! Конечно, мы не заслужили этой милости – но Господь через Своё Писание побуждает нас просить Его о том, чтобы Он излил на нас Свою любовь и благодать. Безопасная и хорошо упорядоченная школа – это благословение, дарованное Богом и приносящее Ему славу!
Однако молитва – не единственное, к чему мы призваны. Господь предлагает нам жить верой, но Он также велит уделять внимание планированию. Библия полна примеров того, как Бог побуждает людей планировать свою жизнь и деятельность при переселении в другую стану (из Египта в Израиль), сооружении масштабных построек (Иерусалимского Храма), проникновении на новые территории (поход 12 соглядатаев) и так далее. Стратегическое планирование не является свидетельством неверия: это процесс, при помощи которого Бог, наделивший нас рассудком и способностью мыслить логически, позволяет Его возлюбленным человеческим созданиям проявлять уважение и почтение к Нему и заботу о других людях. Это также является одним из способов того, как Бог предотвращает направленные против нас атаки врага. При этом, независимо от того, насколько тщательно и эффективно мы строим планы, мы всегда знаем, что наши безопасность и покой находятся во Христе, а не в нас самих и не в нашем планировании.
Антикризисное управление
Главное в обеспечении безопасности вашей школы – определение степени риска и разработка плана эффективного реагирования на возникающую угрозу. Вы можете сделать это самостоятельно или привлечь специалиста. Очевидно, что осмысление угрозы физической безопасности и возможности нарушения порядка в школе является логической точкой отсчета в данном вопросе. Как только уровень риска определен, следующим шагом должно стать сотрудничество с заинтересованными сторонами школьного сообщества, совместная разработка планов предотвращения или минимизации нависшей угрозы и планирование ответных действий в случае, если какие-либо инциденты все же произойдут.
Во многих школах создаются команды по антикризисному управлению (КАУ), в задачи которых входит оценка степени риска и реагирование на существенные изменения уровня угрозы; разработка и принятие мер к урегулированию конкретных кризисных ситуаций в школе; информирование сотрудников и учащихся, их обучение и повышение осознания ими различного рода угроз; планирование противодействия потенциальным кризисным обстоятельствам. Справочник КАУ – бесценное пособие для тех, кто стремится урегулировать значительные кризисы в школьном сообществе: в такие моменты, когда эмоции зашкаливают, а в сердцах царит страх и растерянность, полезно иметь под рукой четко расписанные пошаговые инструкции как руководство к действию. В каждой школе бывают свои уникальные кризисные ситуации, и я на собственном опыте не раз убеждался, что не всегда получается действовать строго в соответствии с разработанным пособием. Однако такой справочник способен стать бесценным ресурсом, к помощи которого вы прибегнете в самый разгар кризиса и приспособите уже имеющийся в нем план действий к требованиям конкретных ситуаций, не пытаясь «изобрести велосипед» с нуля, прямо на месте событий.
Чтобы реально оценивать степень риска, наша команда по антикризисному управлению проводит встречи дважды в год. Наши школы описывают уровень угрозы на своей территории в терминах, подобных используемых для оценки угрозы нападения террористов в Соединенных Штатах. Однако справочник КАУ касается не только степени внешнего риска, но и множества различных внутришкольных кризисных обстоятельств, с которыми мы можем столкнуться на протяжении учебного года.
Конечно, в случае серьезного кризиса КАУ мобилизуется и становится неотъемлемой частью общешкольной борьбы с последствиями критической ситуации. КАУ также занимается прогнозированием кризисных ситуаций в школе, проведением учебных тревог с последующим анализом того, как школьное сообщество отреагировало на эти мероприятия, и выявлением того, что в этом деле можно усовершенствовать. Законодательство Кореи требует, чтобы в наших школах раз в год проводились учения по реагированию в случае пожара, а школьный устав рекомендует делать это даже дважды в год. Кроме того, как школьные правила, так и постановления правительства требуют проведения учебной тревоги в помещениях, где проживают учащиеся. В некоторых странах, регионах или местностях может потребоваться более частое проведение подобных профилактических мероприятий, в настоящее же время наши школы и ученические общежития обычно устраивают одну общую масштабную учебную тревогу в год. Мы искусственно создаем ситуацию, в которой всем учащимся необходимо немедленно покинуть помещения и собраться в специально отведенном для этих целей защищенном месте, где они будут находиться в физической безопасности в течение определенного периода времени – пока не будет объявлено, что ситуация нормализовалась и они могут покинуть укрытие. Такие учебные мероприятия помогают нам подготовиться к проведению настоящих антикризисных действий и гарантируют, что в случае реальной угрозы дети и взрослые отреагируют с определенной степенью уверенности – по крайней мере, будут точно знать, какие действия им необходимо предпринимать.
Силы безопасности
Наши команды КАУ пришли к выводу, что уровень риска в нашей местности слишком велик, потому формирование и постоянное использование специальной службы безопасности на каждой школьной территории 24 часа в сутки 365 дней в году является для нас насущной необходимостью. Сегодня службы безопасности осуществляют надзор и охрану по всему периметру наших учебных заведений, используя для этого цифровую видеотехнику. Они же обеспечивают досмотр проникающих на территорию транспорта и людей.
В государственной школе в США я сотрудничал с администратором школы и наемным персоналом службы охраны для обеспечения надлежащего контроля при пропуске посетителей на школьную территорию. По моему мнению, тогда это было минимальной реакцией при довольно высоком уровне риска, и все возрастающая статистика случаев насилия в школах в Соединенных Штатах с 1994 года по настоящее время явно подтвердила правомерность моего тогдашнего убеждения.
Присутствие на территории школы профессиональных работников службы безопасности не только помогает поддерживать спокойствие в учебном заведении и обеспечивает защиту учащихся, но и позволяет педагогам отдавать все силы учебному процессу, не отвлекаясь на другие вещи. Уже само по себе наличие охраны способно послужить отрезвляющим фактором для всех, кто намеревается нанести вред вашей школе или школьному сообществу. Учебные заведения, которые не демонстрируют наличие видимых мер защиты, прежде других рискуют оказаться мишенью преступных действий злоумышленников – особенно если те хотят одновременно причинить вред большому количеству людей, какова бы ни была причина такого преступления.
До сих пор я говорил только об антикризисном управлении и обеспечении безопасности территории и здания школы. Однако есть и другие меры, способствующие сохранению безопасного и упорядоченного школьного окружения, которые стоит принять во внимание.
Дисциплина
Единое общешкольное понимание необходимости наличия дисциплины и составления воспитательного плана – начиная с уровня совета правления и администрации, заканчивая отдельными классами и конкретными видами учебной деятельности – имеет первостепенное значение для обеспечения безопасности и порядка в школе. Однако простого изложения на бумаге плана по поддержанию дисциплины далеко не достаточно: он должен последовательно приводиться в действие каждый день, на всех уровнях школьной жизни. Благоразумным шагом для школ и школьных советов в современном обществе, тяготеющем к судебным тяжбам, будет также наличие в коллективе хорошего юриста, способного проанализировать действующее законодательство страны и дать совет в отношении стратегий, способных выдержать самые суровые испытания судебных разбирательств. Однако, даже в этом случае школы должны иметь мужественных лидеров, готовых сделать все в соответствии с законом, умеющих применять принципы школьной дисциплины максимально честно и справедливо, насколько это возможно для человека.
Три варианта нарушения дисциплины особенно опасны для школ двадцать первого века: угрозы и запугивание, академическая нечестность и непослушание. Конечно, для сохранения упорядоченного школьного окружения важно навести порядок и на других участках, но как опытный руководитель школы я рекомендую приложить основные усилия именно к этим трем сферам. Здесь крайне важно четко сформулировать дисциплинарные процедуры и подробно расписать их. Каждый член школьного сообщества должен знать ожидания в отношении дисциплины, а также быть осведомленным о последствиях нарушения правил, о наказании за неповиновение школьным стандартам.
Что касается запугивания и угроз, педагоги должны знать об участившихся случаях запугивании через компьютерные сети, об использовании различных технологий для незаметных, но потенциально смертельных атак на учащихся со стороны их сверстников. Обе возглавляемые мной школы здесь, в Корее, в старших классах используют компьютерные программы обучения один на один. Сейчас, когда все больше и больше школ вводят в эксплуатацию мощные учебные технологии, администрация должна составить соответствующие правила для обеспечения подотчетности каждого пользователя ради уверенности в надлежащем применении этих приспособлений. Четкие правила и процедуры должны применяться и в том случае, когда учащиеся или преподаватели сознательно решают нанести вред друг другу, или представляют угрозу для безопасной и упорядоченной атмосферы в школе.
Вторая сфера – академическая честность – основополагающий аспект надежности всего образовательного процесса. Мы должны уведомить учащихся и родителей о том, что намереваемся оценивать работу самих школьников, а не их друзей, родителей, репетиторов или кого-либо из Интернета. Взаимоотношения между учителем и учеником, без участия третьих лиц, подкрепленные справедливым оцениванием, являются фундаментом обучения. Мы не просто оцениваем результаты обучения, но анализируем уровень успеваемости каждого школьника для того, чтобы способствовать успешному обучению. Без четкого оценивания учебных работ и качественной обратной связи никто из детей не сможет добиться прогресса в учебе, и тогда школа станет бесполезным заведением, лишенным всякого смысла. Поэтому требование академической честности каждого школьника на протяжении всего времени обучения в качестве образа жизни – неотъемлемая часть жизни эффективной и благословенной школы.
Последняя из упомянутых проблемных сфер, подлежащих осмыслению и совершенствованию, – послушание. Первоначально некоторые случаи непослушания могут выглядеть как небольшие инциденты, но, повторяясь снова и снова через определенные промежутки времени, они могут начать представлять серьезную угрозу установленному школьному порядку. Например, поведение учеников может перейти от небольших опозданий в школу или с перемены на уроки, к злостному пренебрежению ожиданиями школьного сообщества в целом. Руководство школы должно тщательно пересмотреть свои стратегии реагирования на повторяющиеся и уже входящие в привычку учащихся модели неповиновения, достичь согласия в отношении этих стратегий и составить хорошо продуманный план того, как поступать в случаях непослушания детей, действуя едиными недвузначными методами. Когда мы позволяем моделям негативного поведения безнаказанно развиваться, возникают ситуации, которые вряд ли принесут пользу кому бы то ни было: такие ситуации препятствуют здоровому возрастанию школьников и достижению ими подлинной зрелости, а также оказывает негативное влияние на продуктивность этих детей даже тогда, когда они становятся взрослыми.
Ожидания относительно сотрудников школы и родителей
Школы должны быть безопасным местом не только для учащихся, но и для всех работников. Каждое учебное заведение должно иметь четко сформулированные ожидания относительно работы членов коллектива, включая их взаимоотношения с учащимися и друг с другом. Даже в христианских школах иногда бывают случаи притеснения и преследования в классе или на рабочем месте, взаимные нападки и травля, что отнюдь не способствует созданию благоприятной и безопасной среды. Школы нуждаются в строгих и четких правилах, исключающих возможность притеснений и предполагающих справедливое наказание для нарушителей.
Родители также должны согласиться с ожиданиями в отношении того, как они будут вести себя при взаимодействии с сотрудниками школы. Запугивание работников педколлектива родителями не подает хорошего примера ученикам: напротив, дети могут перенять те же методы, так как поступки старших для них всегда влиятельны и заразительны. Школьные сообщества должны сотрудничать с родителями, обеспечивая положительный пример со стороны всех взрослых в отношении друг друга в любое время и в любых ситуациях.
Несчастные случаи
Наконец, насколько это в человеческих силах, школы должны активно содействовать созданию обстановки, в которой нет места возникновению потенциально травматических, тем более смертельных ситуаций и несчастных случаев. Руководство школы должно тщательно пересмотреть свою политику и проверить ее на соответствие стандартам и правилам обеспечения школьной безопасности и здорового окружения. Чтобы поддерживать безопасность и спокойствие всех мест, зданий и видов деятельности на территории школы, необходимо сотрудничество всего педколлектива. Христианские учебные заведения должны приложить все силы к обеспечению безопасной среды для своих детей. Столь высокие стандарты могут быть достаточно трудными для исполнения, требовать много затрат и усилий; здания и вся территория школы, возможно, нуждаются в дополнительном вложении финансов. В наши сложные с экономической точки зрения времена искушение пренебречь дополнительными затратами на обеспечение здоровья и безопасности детей и сотрудников может оказаться слишком велико, однако христианские школы не должны ему поддаваться.
В последние три десятилетия Господь даровал мне привилегию осуществлять руководство в пяти различных школах непосредственным образом и во множестве других – косвенным (через мероприятия, связанные с аккредитацией, обучающие семинары и т.д.), способствуя созиданию безопасной и упорядоченной атмосферы учебного сообщества. Бог также призвал меня руководить каждой из этих школ в периоды определенных кризисов, прохождения ими различных трудностей. В результате я обнаружил, что – слава Господу! – Его помощи и руководства нам вполне достаточно для того, чтобы хорошо и правильно выполнять свои функции. По Его силе и благодати вверенные мне школы не только успешно пережили различные кризисы, но и смогли извлечь пользу из всех своих испытаний.
Китайский иероглиф, обозначающий слово кризис, состоит из двух частей. Одна часть его говорит о риске, а другая – о возможности. Любой кризис может быть либо разрушительным, либо созидательным для школьного сообщества. Вооружившись молитвой, тщательным планированием и верой, христианские школы станут безопасными и упорядоченными местами обучения, приносящими честь и славу Богу. Наши христианские заведения должны стать надежными прибежищами для детей в этом все более наполняющемся насилием мире и являть свидетельство благословения Божьего в наших жизнях.
Томас Дж. Пенланд, доктор педагогики,
13 лет нес служение директора в Христианской международной школе в г. Тайон, Южная Корея, и в течение трех лет возглавлял Международную школу Гйеонгги Суон. До этого он служил в двух школах в г. Гринсборо, штат Северная Каролина, и в Международной школе «Далат» в г. Пенанг, Малайзия. Он является представителем международных школ в исполнительном комитете МАХШ.
Ссылки
Lezotte, Larry, et al. 2008. Okemos, MI: Effective Schools Products Ltd.